03 марта 2017 // Прочитано 681 раз

Энвер Софинов: Я первый, кто зарегистрировал татарское общество в Московской области



Общественный деятель презентовал в Казани «Книгу памяти и славы» об уроженцах Татарской АССР, погибших, умерших от ран, пропавших без вести в ходе битвы под Москвой и похороненных на территории Московской области.



Энвер Софинов - заместитель председателя РОО «Татарский национальный центр Московской области» на днях приехал в Казань, чтобы подарить Музею-мемориалу Великой Отечественной войны экземпляры «Книги памяти и славы» об уроженцах Татарской АССР, погибших, умерших от ран, пропавших без вести в ходе битвы под Москвой и похороненных на территории Московской области. В создании книги также принимал участие заведующий казанским музеем Михаил Черепанов. Книга стала завершающим этапом патриотического проекта Татарского национального центра Московской области «Они погибли под Москвой» к 75-й годовщине начала контрнаступления советских войск под Москвой. Старт проекту был дан в подмосковном Домодедове накануне 70-летия Великой Победы в мае 2015 года. Руководитель проекта - председатель РОО «ТНЦ МО» и МТНКА г. о. Домодедово, заслуженный работник культуры РТ Фуад Султанов.

- Сегодня я приехал в Казань для того, чтобы здешнему Музею-мемориалу Великой Отечественной войны передать то, что мы совместно сделали. Я считаю, такая благородная, теплая книга, она называется «Книга памяти и славы об уроженцах Татарской АССР, погибших или похороненных на территории Московской области». Эта идея давно уже была у меня, а сейчас, наконец-то, она воплотилась.

Когда мы с сыном выводили цифру, он был в Нарофоминске, а я - в Москве, начали сравнивать и выводить буквы - не идет что-то. И потом, когда уже все сверили, получилась интересная и знаковая цифра - 1945. Это же год Победы! Вот, какая символическая цифра остановила нас. Конечно, она не настоящая. Я родился в Нарофоминске, мы с детства работали на огородах. Копаешь - находишь патроны, порох, штыки, каски, кости. И даже непонятно, что такое - немцы или наши. Московская битва была самая страшная. И до сих пор ребята из поисковых отрядов с этим разбираются.

pamyat2

Я помню, приезжали люди с Украины, рассказывали, как воевали. Морозы были и винтовки у солдат. И косило всех. И не давали отступать. Если ты боишься, сзади особисты стояли, подгоняли вперед. И когда убирали, зачищали поля, чтобы быстро дальше идти, сбрасывали в одну могилу. Даже такое было. И там, и там были люди. То есть, мясорубка была страшная. Это Нарофоминский, Можайский, Рузский, Волоколамский районы, где немцы шли. Наш, Нарофоминский, немцы называли калиткой к Москве. Так они и не сумели через нас весь город взять. Взяли половину его до реки Нары, а вторая половина осталась у наших.

- Вы являетесь убежденным активистом татарского национального общества Подмосковья, но при этом на татарском не говорите?

- Знаете, это какой-то ген. Я зарегистрировал самую первую татарскую организацию в Московской области - в августе 1989 года. За год до этого Алмаз Закирович Монасыпов, композитор, к нам приехал. Были съемки программы «Песня-88». И он спросил, почему мы не создаем татарское общество. А я тогда был начальником Управления культуры. Действительно, когда я слышу татарскую мелодию, татарскую речь, у меня мурашки идут по телу и волосы шевелятся на голове. Потому что мы жили и воспитывались немножко вдали от всего этого. Рядом с нами завод грампластинок, татарских пластинок было много, заводили, слушали, а язык не знали. Мама и папа с нами с сестрой не общались на татарском. Помню только слова: «дунгыз», «кяфер» и «хайван» (смеется). Хотя у нас в городе есть частный сектор, его и называют «татарским». Там живут татары, они позднее приехали в город, они хорошо разговаривают по-татарски, между собой общаются. И я начал изучать татарский язык, когда познакомился с ними. Я играл на танцах в ансамбле, и они ко мне подошли, спросили, татарин ли я. Меня ведь на русский манер звали, Андреем, понимаете. И у всех так. Вот, я с того момента стал изучать, а потом уже в институте. Разговорный язык я довольно хорошо понимаю.

- А как вы обратились к теме воинской славы?

- У меня все друзья все - поисковики. Они всю жизнь, где-то с 60-х годов занимались поисковыми работами. Раскопками. Говорят, что в те времена было много «черных копателей», которые искали и продавали ценности, немецкие кресты, кости, черепа. А именно благодаря раскопкам пополнялись музеи воинской славы, которые были в каждой школе тогда. В 90-е, когда СССР распался, все кануло.

pamyat1

- А как появилась первая книга?

- Первые книги - о памятниках. Они не национальные. О воинских захоронениях. Борис Павлович Измайлов, мой хороший друг, он постарше меня, заслуженный работник культуры России, он ушел на пенсию и начал этими делами заниматься. В первой книге - все памятники советским воинам за границей, их уже многие снесли, а мы успели выпустить книгу. Вторая книга - все памятники на территории Московской области, а третья - Новая Москва, вырезанный из Московской области кусок, куда я сейчас попал по месту жительства, стал москвичом. То, что не хватало, внесли уже в «Книгу памяти и славы уроженцев Татарской АССР, погибших в битве под Москвой». На какой-то период времени я был как-то другими делами больше занят. Я же еще - автор-исполнитель, немного отошел от этой темы. А Борис Павлович позвонил мне и предложил этим заняться.
Ну, я и занялся под руководством Фуата Файзрахмановича Султанова, он - капитан первого ранга, человек дисциплинированный, военный, мне нравятся такие люди, конкретные. Он даже смс пишет не как я, расписывая все, а коротко: «да», «нет», «ок».

У нас на нашем сайте официальном висит первый список. Все базы данных собирали и состыковывали. Я сам не умею компьютерными технологиями пользоваться. Мой сын как-то умеет раскладывать их автоматически по алфавиту. Потом, взяли данные из местных администраций, которые в базу данных не внесены. Это как раз исправлено этой книгой - что-то попало.

15 фамилий было взято от поисковиков. Их тоже нигде не было. То есть, основанием для их записей будет служить эта книга.

- Вы сообщали о том, что в списке новой книги есть и дядя Рустама Минниханова?

- Да. Заместитель премьер-министра Татарстана, полпред республики в Москве Равиль Ахметшин сообщил Фуату Султанову, что дядя Рустама Нургалиевича похоронен где-то под Москвой. И Фуат Файзрахманович поручил мне разобраться. Я начал изучать базы. И у него с такими ошибками написано имя. Мы нашли, кто подошел под эти параметры, но там было столько лишних букв. Поехали на место захоронения. Там на табличке нашли того, кто подошел по месту и году рождения. Послали запрос через Полпредство в аппарат президента республики, как написать. Потому что с ошибками написано и на плите: «Манинханов». А если расшифровать их учетные данные, там вообще не выговоришь. Мы подняли донесение о безвозвратных потерях, такое писалось о погибших в те времена. Там не разберешь, видно, на скорую руку так писали, либо со слуха, как услышали. Поэтому на гранитной плите зашлифовали и написали правильную фамилию.

- Это точно он?

- Да. Там в Сухарево 165 человек перезахоронено, и в том числе Галимзян Минниханович. Погиб 15 декабря 1941 года. Он 1922 года, ему было 19 лет. И я знаю, что президент Татарстана Рустам Минниханов выходил на парад Бессмертного полка с портретом своего дяди.

- Вы заезжали и в министерство культуры республики?

- Да. У нас в Московской области система грантов очень хорошо налажена. И эта книга как раз появилась за счет губернатора Московской области Андрея Воробьева. Он очень в хороших отношениях с президентом Татарстана, они заключили договор в прошлом году в августе. Раньше был договор с Борисом Громовым, а теперь его перезаключили. И у нас выделяются довольно приличные средства. Проводится конкурс между национально-культурными автономиями на выделение средств, мы представляем проекты свои, их рассматривает комиссия. Там не только татары, но и азербайджанцы, и немцы и другие автономии выигрывают. И мы уже 2 года подряд подавали и выигрывали.

pamyat4

А сейчас объявлен этнокультурный конкурс на премию правительства Татарстана по поддержке татарских общественных объединений, которые расположены в других регионах России, вне территории Татарстана. Там должны быть проекты, которые поддерживают культуру, язык, национальное самосознание. У нас есть татарский культурный центр в Домодедово, а почему бы не присвоить ему имя Габдуллы Тукая, почему не установить там бюст поэта, почему не сделать хорошие стенды, почему не сделать методический центр и не набрать сценарии вечеров Габдуллы Тукая, не собрать видео, CD-диски, DVD-диски, чтобы любая татарская организация или любая библиотека обратилась, взяла и сделала?

То есть до этого у нас никогда не звучало, что имени Габдуллы Тукая, или имени Мусы Джалиля даже нет в Подмосковье. Это хочется. А это очень важно. Потому что это тоже будет тогда победа большая.

https://www.youtube.com/watch?v=PDejY5glwmM

Справка

Софинов Энвер Энверович

Родился 10 июня 1957 года в г. Наро-Фоминске Московской области в татарской семье. Мать - Софинова Гульзиря Гадеевна, 1935 г.р., уроженка села Кутлушкино Чистопольского района, отработала 40 лет медсестрой. Отец - Софинов Энвер Ахметович, 1929 г.р., уроженец г.Наро-Фоминск, отработал более 40 лет токарем (его отец родом из д.Сорок-Сайдак Буинского района РТ, мать - из д.Тат-Урайкино Ульяновской области).

По окончании ВУЗа в сентябре 1979 по март 1981 работал на инженерных должностях на птицефабрике «Дружба» и райсельхозтехнике Наро-Фоминского района. В марте 1981 года по направлению трудового коллектива поступил на службу в органы внутренних дел. Уволен из милиции 02.01.1985 г. в связи с избранием секретарём Наро-Фоминского ГК ВЛКСМ. В 1986 год был переведён в аппарат Наро-Фоминского ГК КПСС, где работал инструктором. В июле 1987 года был назначен на должность заведующего Наро-Фоминским городским отделом культуры. С августа 1990 года по 2002 год работал руководителем районного управления государственной статистики. В 2002 году был переведён на работу в Комитет по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района на должность начальника отдела.

В 2005 году в связи с переездом на новое место жительства перешёл на работу завотделом инновационных технологий, зав. культмассовым сектором и редактором в уучреждениях культуры. С декабря 2011 года настоящее время на пенсии по состоянию здоровья.

Член Союза журналистов России и Подмосковья. Печатается с 1981 года.

Дважды избирался депутатом Наро-Фоминского городского Совета народных депутатов.

Член Медиаклуба при Полпредстве РТ в РФ.