Праздник Сабантуй очень древний и пришел в Казань в сегодняшнем образе еще из языческой культуры. Ранее он отмечался непосредственно с приходом весны и основными обрядами, которые сопровождали его, было подношение и молитвы богу солнца и неба Тенгре. Также в этот день задабривали духов умерших предков.

Слово «Сабан» в переводе с тюркского обозначает «весенний», а «туй» - «свадьбу». Получалось, что дословно праздник символизировал союз с природой. Самые первые развлечения имели сакральный характер, все они происходили от кочевого и полукочевого быта, который существовал на то время.  Непременной составляющей тогдашней развлекательной программы являлся бег. Также приветствовались прыжки, перегонки на лошадях и курэш-борьба.
     Со временем праздник Сабантуй впитывал в себя культуру разных народов, к нему примешивались традиции удмуртского, чувашского, мордовского, татарского и русского этносов. Повсеместно стали появляться похожие праздники весны.
     Уходя от языческих канонов и поклонения богу Тенгре, народ стремился обеспечить хороший урожай, уход за скотиной и продолжать свой род. Постепенно уходили в небытие и древние обряды, в частности исчезло жертвоприношение. Его место заняла традиция дарить рукотворные подарки, в особенности украшать и расписывать яйца, их дети собирали затем по домам. Победители состязаний также непременно награждались.
     Случалось так, что резвый скакун мог повредить ногу, ему за это полагался подарок, как и тому, кто последним приходил к финишу. На шею им вешали яркие платки или полотенца. В последнее время тесно сплелись межу собой традиции русского и татарского народа, о чем будет свидетельствовать Сабантуй в Казани 2012, как и прошлогодние празднования.
     Во времена Казанского ханства Сабантуй был самым главным праздником. Так он идет своей дорогой из века в век, из поколения  в поколение передавая свои традиции. Он полнится новыми традициями, но при этом сохраняет смысл исконных. Творческие особенности делают праздник ярким, выделяющимся из всех.
     Когда в Булгарии была  принята мусульманская вера, несколько изменилось восприятие праздника. Законы шариата не отрицают присутствия у народов подобных празднований, но они стали отмечаться по другому календарю. В Казани празднуется Науруз – Новый год, дата которого не совпадает с православным календарем, поэтому в жизни Татарстана есть два ярких праздника вступления в новый период. Сабантуй перенесли на начало мая и он стал праздником начала весны и посевных работ. Когда же в России стали жить по Григорианскому календарю, то начало весны ознаменовывалось праздником Науруз.
     Начиная с 20-х годов ХХ века, Сабантуй становился все ближе к лету. В итоге так и дошел до дня летнего солнцестояния. За время этого пути он вобрал в себя лучшие из элементов праздника Джиена, который углублялся в тюркские корни, но при этом сохранил все татарские обряды и традиции празднования.

В 1990 году в Татарстане Сабантуй утвердили как общегосударственный праздник, а чтобы привлечь к нему интерес со стороны общественности, один за другим его посещают президенты России.

     Источник: Сайт "Гид по Казани"