В далеком 1998 году организаторы Петров дня Иван Михайлович Егоров и Анатолий Петрович Иванов и представить себе не могли такого размаха Питрау, который начинался со скромной территории в полкилометра на берегу красивой реки Вятки. Сегодня уровень Питрау не ниже Федерального Сабантуя.
Национальный конгресс татар и тюркских народов одна из немногих общественных организаций, на деле укрепляющих единство татарской нации без деления по конфессиональному признаку. Именно поэтому НКТ и его руководителя знают в традиционно православных (кряшенских) муниципалитетах Татарстана и благодарят за такую деятельность, особенно за последнюю инициативу, связанную с созданием в Москве под эгидой НКТ кряшенского землячества, объединяющего студенческую молодежь из числа обучающихся в ВУЗах столицы.
НКТ и его Президент Рустэм Ямалеев в своё время выдержали не мало критики за сотрудничество с кряшенами, но время показало, что это было верное решение, способствующее укреплению единства татарского народа. Нация жива пока жив язык, культура и соблюдаются традиции, чему чётко следуют кряшены, общаясь и молясь по-татарски и используя национальную одежду и атрибутику в обрядах и в быту. Возможно, православные татары вносят больший вклад в сохранение нашего культурного кода, чем некоторые светские представители нации. Один из последних примеров - перепись населения, во время которой кряшены показали достойный пример сплоченности и патриотизма.
Отталкиваясь от стратегических целей НКТ, организаторам Питрау можно пожелать расширить представительство православных татар за счет приглашения нагайбаков и в целом тюрков-христиан из числа чувашей, гагаузов, хакасов и якутов, при этом не забывая о православном духовенстве. Национальный конгресс татар и тюркских народов готов содействовать администрации Мамадыша в этом вопросе, тем более НКТ имеет хорошие связи с тюркскими общественными объединениями и с соответствующими отделами РПЦ. В прошлом году историческую площадку НКТ в Штабе татар посетила делегация православных священников во главе с Епископом Савватием, где была заложена хорошая основа для более тесного межконфессионального сотрудничества.
Возрастающая активность православных татар в обозримой перспективе могла бы трансформироваться в общественное объединение по примеру ВКТ с акцентами в своей работе на молодежную, женскую и бизнес аудитории.
В отличие от Сабантуя Петров день исторически по своей природе имеет конфессиональную основу и поэтому на празднике уместной была бы определенная обрядовость, связанная с крещением, причащением, исповедованием или даже венчанием священниками всех желающих, а также молитвами на татарском языке. Для этих целей целесообразно было бы сооружать на время праздника передвижныечасовни.
Также немаловажным представляется сегментирование площадок мероприятия с акцентом на детей и молодежь. Нация жива пока её язык, культура и традиции находят своё продолжение в подрастающих поколениях, что возможно достичь только посредством их прививания с младенческого возраста. Именно поэтому все мероприятия этно-религиозного характера должны предусматривать специальные детские и молодежные программы.
Приятным новшеством прошедшего Питрау стали многочисленные сувенирные лавки с кряшенским рукоделием, предметами ремёсел, вышивкой, поделками и привычными уже майками, бейсболками и магнитами. Было бы уместным по примеру Нижнекамска организовать «улицу добрых соседей» своего рода интернациональный этнокультурный базар, который только разнообразит и состав участников, и программу Петров дня.
Ни один татарский праздник не обходится без спортивных состязаний. На Петров день в Мамадыше были организованы соревнования по борьбе на поясах с участием именитых батыров. В этот раз на Питрау было много знаменитых гостей, включая всемирно известного Хабиба, который привёз с собой из Дагестана большую делегацию. Организаторам Петров дня не мешало бы приглашать на праздник и лиц федерального уровня из числа депутатов, министров, крупных бизнесменов потому, что по масштабу своей организации он ничуть не уступает многим федеральным мероприятиям. В этой связи также можно подумать и о масштабировании Питрау, организовав его в ближайшие год-два в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде. А православным татарам можно пожелать не ограничиваться только лишь Питрау и начать традицию не менее массового празднования Святой Троицы, создав таким образом дополнительную площадку для массовых народных гуляний.
Петров день может стать объектом развивающегося в нашей стране этно-туризма и привлекать большое число желающих ближе познакомиться с разнообразной татарской культурой. А также местом делового общения как российских, так и иностранных бизнесменов, для которых будут организованы специальные площадки и выставочные места.
Что бы ни говорили, а личность в истории играет определяющее значение. Даже на примере Петров дня и кряшенского движения в Татарстане можно сказать, что это полностью является заслугой Ивана Михайловича Егорова и Анатолия Петровича Иванова, которые, фактически, создали красивую народную традицию в новом масштабном воплощении. У хорошего хозяйственника всё хорошо и производственные показали, и народные гуляния – так можно сказать про нынешнего главу Мамадышского района.
Энтузиасты и благотворители часто формируют современную этнокультурную повестку. Так и в случае с Питрау, который во многом состоялся благодаря усилиям Ивана Михайловича Егорова – депутата Госсовета Татарстана, главы большого холдинга «Ак Барс» и руководителя ряда спортивных организаций Республики Татарстан.
Такой же пример меценатства есть и в Нижнекамске, где бизнесмен Валерий Иванов на собственные средства построил уникальный кряшенский храм, где ведется служба на татарском языке, на открытии которого побывал Президент НКТ Рустэм Ямалеев и подарил верующим бесценные старинные церковные книги. Сам Р. Ф. Ямалеев также внес вклад в поддержку православных татар, обустроив святой источник в Красном Боре Агрызского района Татарстана, куда теперь стекается большое число верующих паломников и было бы целесообразно в рамках программы празднования Питрау организовать короткие туры к этому святому месту для всех желающих. Также стоит отметить, что возглавляемый Р. Ф. Ямалеевым Национальный конгресс татар и тюркских народов регулярно размещает информационные материалы о кряшенах и праздновании Питрау на своих интернет-ресурсах, имеющих более ста тысяч просмотров, благодаря чему о православных татарах и Петров дне узнали люди не только в России, но и далеко за её пределами.
Петров день проводится еще в нескольких районах Татарстана и в Нижнекамске, и в Тукаевском районе, и, прежде всего, в Заинском районе считающимся кряшенским центром республики насчитывающим 28 таких деревень. Но за четверть века основным центром празднования Питрау всё же стал Мамадыш и по массовости, и по содержанию, и по уровню организации.
Мамадыш буквально источает дух православия, в здешнем храме находится частица Николая Чудотворца, специально привезенная Анатолием Петровичем Ивановым из Италии, имеются музеи истории православия и краеведения. Именно здесь происходит глубокое погружение в древнюю кряшенскую культуру, их фольклор и обычаи. Кряшенская православная традиция сохраняет татарский язык, передавая его из поколения в поколение.
После посещения Мамадыша Президент НКТ Рустэм Ямалеев отметил, что «Петров день – это не только культурное достояние татарского народа, но и всей Российской Федерации» и заявил, что «Национальный конгресс татар и тюркских народов в ближайшее время изучит возможность и соответствующую процедуру выхода с инициативой о придании Питрау статуса нематериального культурного наследия ЮНЕСКО»