Во время презентации книги о мишарях и мещерских князьях в Казани ученых призвали противостоять современным попыткам нациеконструирования, которые идут вразрез интересам татарской нации.
В Институте истории Марджани в Казани прошла презентация книги «Эпоха татарских князей в Мещере (XV-XVII века)». Презентовал этот труд один из авторов Максум Акчурин . Ранее он давал интервью KazanFirst, где рассказывал о татарах, происходящих из этой области, которая ранее называлась как Мещёра. Благодаря названию этого края татар стали называть мещеряками-мишарями. Сами же они этот экзоним не воспринимают и считают себя обычными татарами.
Директор Института истории Радик Салихов рассказал, кем сегодня являются мещерские князья и мурзы, о которых повествуют книга.
- Известно, что мещерские князья и мурзы, служилые татары, сыграли определяющую и важнейшую роль в средневековой истории нашего народа. Без татар Мещеры невозможно представить ни прошлое, ни настоящее, ни будущее татарского народа. Татары мещеры были войнами, дипломатами, учёными, деятелями культуры. Их потомки создавали нашу культуру, - говорит спикер.
В свою очередь, руководитель Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. Усманова Ильнур Миргалеев отметил, что узнал о том, что он сам является мишаром, когда приехал в Уфу из Кушнаренковского района Башкортостана. Второй раз ему указали, что он мишар, когда приехал в Казань.
- Здесь, в Институте истории я сдавал экзамен по философии Фариту Мирзовичу Султанов. И вот когда он меня стал слушать, то сказал: «Как будто слушаю радио «Азатлык», там же тоже мишари работают, и ты тоже мишар», - вспоминал Миргалеев.
Затем о самом издании, его содержании стал говорить и автор Максум Акчурин.
- Наша книга посвящена истории татар. Если мы посмотрим на современных татар, то выяснится, что у многих из них предки на больших территориях Прикамской области, Волго-Уралья и Астрахани, и даже в Крыму, на Украине, вышли в 17 веке из исторической области Мещеры. Наша книга посвящена вот этой исторической области, которая находилась на стыке Нижегородской, Рязанской областей и Мордовии. И мы хотели разобраться, собрать все источники, которые есть и проследить, кто же эти люди были, как они жили? - представил концепцию работы исследователь. - Выяснилось, что в основном население этой территории - это служилые татары, князья и мурзы. Там также жили эрзя и мокша. Эти земли были когда-то внутренней частью Золотой Орды. Нам было интересно, откуда они взялись? Чем они жили? Самые ранние источники говорят, что они - служилые татары. А они - это не просто помещики в классическом понимании. У служилых татар была тяжелая мужская работа. Мало того, что они участвовали в военных кампаниях на границах государства, им ещё надо было до этих самых границ добраться. Ни дорог не было, антисанитария. Быть служилым татарином - это тяжелая работа была на самом деле. Мы стали изучать, какие именно это князья, какие законы сохранились у них с ордынских времен? Выяснили, что историей этих татар стали заниматься ещё в начале 18 века. Например, это были монахи Саровского монастыря, которые выкупали у татар землю. Мы этот архив полностью пересмотрели, там есть очень интересные родословные. Например, родословные, которые восходят к легендарному князю Бехану. Мы рассмотрели эти легенды, выяснили, что придумали монахи, а что передали татары. И в итоге у нас получилась такая работа.
Автор отметил, что Мещёра как бывшая внутренняя часть Золотой Орды была разделена на волости, которые тогда назывались «беляки». В этих беляках жило мордовское население (эрзя и мокша). А управляли этими ими татарские князья.
И есть ещё одна категория служилых татар, которые жили не в этих беликах. Они административно относились к городам - Темников, Кадом, Шацк и эти же князья участвовали в структурах управления этими служилыми татарами.
Акчурин отметил, что некоторые родословные татарских князей, которые восходят к историческим личностям дописьменных источников, получают подтверждения о своем реальным существовании.
- Мы изучали родословные князей Давлеткильдеевых. Она очень старая. Сам князь Давлет-Кильдей упоминается в 1563 году. А все остальные его ранние предки уже уходят в то время, когда у нас не было письменных источников. Среди его предков есть князь Дебердей. Есть современные татары с фамилией Идебердеев. Стали разбирать их родословные, они ранние, в 17 веке носили фамилию князь Идербедеев. Мы решили перепроверить с помощью генетических исследований, и выяснили, что Давлеткильдеевы и Идебередеевы - действительно близкие родственники. Эта старая информация, которая сохранились с дописьменных источников, и она подтвердилась, - указал Акчурин.
Доктор исторических наук КФУ Раиль Фахрутдинов остановился на проблематике выделения из татар различных субэтнических групп, которая в разгар предпереписной татаро-башкирской дискуссии обострилась. В частности, в Башкортостане предпринята попытка выделения местных мишарей в отдельный от татар этнос.
- Проблема деления татар стоит сегодня очень остро. На мой взгляд та модель конструирования татарской нации, которая сформировалась в начале 20 века, особенно в первое десятилетие советской власти, когда шёл процесс конструирования и других наций СССР, я глубоко убежден, что это время прошло как страшный сон. Я хочу выразить и большую «признательность» Николаю Воробьёву (с 1918 по 1945 год преподавал в Казанском университете и занимался этнографией татар и чувашей – Ред.), который нас всех разделил. Из-за него, как оказалось, татарская нация состоит из отдельных субэтнических групп - это казанские татары, татары-мишари, касимовские татары и так далее, - перечислял ученый.
Спикер предложи обратиться к опыту русских исследователей и этнографов, у них учиться единству нации.
- Наука на месте не стоит, нам нужно брать пример с наших русских коллег. Они никогда свою нацию не делят. Они не говорят, что есть вологодский диалект русского языка, кубанский диалект. Все говорят только о говоре. И с того момента, когда у нас начался процесс деления на субэтнические группы, а это было достаточно давно, надо признать, что в конце 19 века - начале 20 века, наверное, были особенности в говорах и у казанских татар, и у мишарских татар, и у касимовских татар. Уверенно и авторитетно заявляю, что все эти особенности сегодня минимизированы. Мишари - это вообще не название этноса, и это не самоназвание. Это экзоэтноним. Так мишарей называют только казанские татары, и это говорится с некоторое долей юмора, между прочим, - заявил Фахрутдинов.
Он напомнил, что у классиков татарской исторической мысли, ни у Марджани, ни у Фаезханова, ни у Газиза Губайдуллина нет деления татар на субэтнические группы.
- Для классиков нашей исторической мысли народ - един. Это были татары. Нет упоминания ни о мишарях, ни о других субэтнических группах, - рассуждал ученый.
Специалист призвал уходить от понимания этнографический субидентичности у татар, что на самом деле под ним имеются в виду лишь территориальные идентичности и не более. По его мнению, нужно противостоять современным попыткам нациеконструирования, которые идут вразрез интересам татарской нации.
- Мы сегодня не отвечаем на современные вызовы нациестроительства. Мы где-то констатируем эти вызовы. Но где-то к ним не готовы. Наши братские соседи сегодня переживают бурную эпоху доконструирования своих наций. Это происходит в Башкирии, в Астраханской области и в Западной Сибири. То есть, модель там разработана. Придумывается сказка, миф, что когда-то там местное население было башкирами или ногайцами. Но вот внезапно появились татары и теперь это население, видите ли, стало татарским. Хотя у кого-то и осталась историческая память, что они башкиры, или что они ногайцы, - резюмировал Фахрутдинов.
Источник: Яндекс.Дзен, Новости Татарстана
«Для классиков исторической мысли татары - единый народ. Они не знали ни о каких этнографических группах»
- Информация о материале