Казанский историк Дамир Исхаков рассуждает о том, какие этнические группы, рода и кланы были в основе татар Приуралья.
В преддверии Всероссийской переписи в Башкортостане продолжается идеологическая работа в таких татарских районах как Балтачевский, Янаульский, Благоварский, Чекмагушевский, Татышлинский и так далее. Так называемые башкирские этномиссионеры в этих районах посредством Zoom-конференций рассказывают местным краеведам, директорам музеев, учителям родных языков, что татарский язык у них в советское время насаждался насильно, вытесняя башкирский и что их настоящая этническая идентичность на самом деле башкирская.
Конкретно Татышлинский район считается татарским, потому что там родились татарская певица Хания Фархи, Салават Фатхетдинов. Этот район Башкортостана подарил татарскому миру татарских поэтов Гали Чокрый и Ангама Атнабаева. В целом, башкирские этномиссионеры дают понять, что никаких татар на Северо-Западе Башкортостана, юге Пермского края и в Приуралье не было.
В интервью Новости Татарстана казанский историк Дамир Исхаков рассказывает подлинную татарскую историю этих территорий. В рамках проекта «Татары мира» готовится видео с круглого стола с участием выходцев и жителей Татышлинского района Башкортостана по проблеме башкиризации татар Северо-Запада республики. Пока же мы приводим некоторые важные исторические факты о формировании отдельных территорий современного Башкортостана.
- Как в Средние века происходило взаимодействие между башкирскими северными (территория современного Северо-Запада Башкортостана, юга Пермского края и Приуралье в целом) группами и татарскими сообществами?
- Это самый серьёзный вопрос, который на сегодня недостаточно изучен и освещён, к сожалению. Есть такой ученый Сергей Иванович Руденко, у него монография написана ещё в 20-ых годах. В Башкортостане его книгу «Башкиры: Историко-этнографические очерки» два раза переиздавали. Но некоторые самые важные карты из этой книги не опубликованы.
Я понимаю, почему. Эти карты являются отражением элементов культуры. По ним, этим элементам, Северо-Запад Башкортостана находится в одном ареале Татарской культуры. Там есть элементы татарской культуры, на самом деле.
С языком этой территории - тоже самое, тоже относится к татарскому миру, хотя башкирские этнополиттехнологи объявили Северо-Западный диалект башкирским языком. Но самом деле мы говорим о татарском языке.
Есть собственно башкирский документ 18 века. Это письмо гайнинского башкирина, но иногда себя называет и татарином. Это письмо башкирские ученые опубликовали. Я в него вчитался. Текст на татарском написан и там прямо-таки написано «на татарском диалекте» письмо. Об этом нам сообщает сам автор этого письма.
Такая ситуация была характерна для всего Севера Башкортостана. Тогда эта была территория Пермской губернии.
- Возникает вопрос: почему на этой территории такая культурная и языковая специфика?
- Лингвисты уже давно установили, бардымский говор татарского языка (территория Бардымского района Пермского края) и таныповский говор имеют существенные элементы сибирско-татарского диалекта. Нельзя думать, что это случайное явление. Если ты глянешь на исторические документы, в том числе и в генеалогию этнических групп, которые позже стали башкирами, то ты обнаруживаешь следы сибирских татар.
Даже в русских летописях 15 века есть материалы о том, что тюменские татары по Каме плыли на лодках, они были торговцами, и там их увидели другие этнические группы. То есть перед нами старые речные контакты.
На территории современной Свердловской области, в Приуралье, в районе реки Чусовая, дорога связывала Приуралье с Зауральем. Это очень старый торговый путь. Я как этнограф эту территорию исследовал. По этой дороге по горам можно спокойно переправляться из Приуралья в Зауралье и обратно. Это самая настоящая контактная зона.
- Чем это подтверждается?
- У нас есть документальные материалы 14 века, это письмо венгерского монаха Иоганка Венгра 1320 года. Этот христианский миссионер побывал в Бажгардии. Там он обнаружил татарского государя. Он писал, что этот государь «заражён сарацинской верой», то есть был мусульманином. К этому государю пришёл один человек из Сибири. Иоганка Венгр его определяет как «представитель судьи» и вот он прибыл в Бажгардию ещё к одному местному судье. То есть, перед нами описание контакта между двумя зонами - Сибирью, Приуральем и средним Приуральем.
Для нас большое значение имеет территория Северо-Запада Башкортостана, а конкретно Татышлинский район. Со стороны этномиссионеров звучат тезисы, что всё жители этого района - башкиры и что они говорят на «северо-западном диалекте башкирского языка».
Жителям этого района доказывают, что на основе каких-то родовых отличий они являются башкирами. Главным родом этой территории называют Табын. Рядом с ними проживает род таныповцев (Танып). Но по данным генеалогии, род Танып на самом деле часть рода Табын.
- Откуда происходит этот род Табын?
- По генеалогическим данным табынцы вышли из Западной Сибири. Там упоминаются реки Тобол, Иртыш. В этих генеалогических сведения есть почему-то память о Крыме, что предки табынцев и в Крыму побывали.
Анализирую данные, я пришёл к выводу, что речь идёт о тех группа, которые вместе с монголами выдвинулись с Алтая. Это передвижение произошло во времена монгольского завоевания в 13 веке. Сын Чингисхана Джучи сначала завоевал Алтай, а там до сих пор живут тувинцы, то есть, народ Тува. А этноним Табын имеет ближайшее родство с этнонимом Тува, окончание «ын» - это индоевропейское окончание. И оно не случайное.
Также в генеалогиях табынцев упоминается Уйшин-бей, который был во главе всего этого кланово-родового образования. Уйшины занимали важные позиции в Золотой Орде, они были одним из правящих кланов. Их выдвижение из Алтая связано с походом Джучи и его четвёртого сына Шибана.
А почему в генеалогиях табынцев упоминается Крым? Монголы в отрядах Шибана участвовали в завоевании Крыма. Поэтому эти кланы остались в районе Сибири, в Приуралье.
В общем, мы имеем дело с классическими татарами, ну или называйте их как золотоордынцами или татаро-монголами. Хотя на самом деле здесь монголов особо не видно. Это на самом деле алтайские тюрки, но они на Запад двигались вместе с монголами.
Поэтому Западная Сибирь, Приуралье, современная территория Северо-Запада Башкортостана была улусом Шибана. И тамошнее население спокойно могло передвигаться из Приуралья и Зауралье и обратно. Потому что это была их территория.
- А какие процессы происходили с этими средневековыми общностями, когда эти территории - Северо-Запад Башкортостана, Приуралье и Сибирь вошли в состав Российского государства?
- Если посмотреть на исторические документы 16 века, которые есть в книге «История Сибири» Герарда Миллера, и вчитываться с них, то там упоминаются такие кланы как Салжигуты, Катай, Табын, Айялы. Эти кланы подписаны у Миллера как «татары и башкиры». В 17 веке все эти кланы превращаются в башкир, татары куда-то исчезают.
И вот два ученых, Денис Маслюженко и Гаяз Самигулов, установили, что до формирования русских уездов население, которое проживало в районе гор Урала, летом поднималось на эти самые горы, а зимой спускалось в низовья. Это население могли кочевать и в сторону Уфы, то есть Приуралья, и в сторону Тюмени, то есть в Зауралье. И тогда, пишут эти историки, население не называлось башкирами. Это были татары.
Но когда были проведены границы уездов Российского государства, то в Тюменском уезде для башкир места не нашлось. Там всех просто назвали татарами. А те, кто остались в Уфимском уезде, по сословной традиции записали в башкиры. В общем, татарские кланы, которые спокойно кочевали через Урал, между Уфой и Тюменью, переименовали в башкир.
То есть, мы фиксируем с начала 17 века процесс переименования старого, золотоордынского татарского населения в башкир.
Не зря большой специалист по формирования этноса башкир Раиль Кузеев отмечал, что на самом деле башкирский этнос окончательно стал формироваться только в начале 17 века.
Так что ряд этнических групп, которые имеют фактически сибирскотатарское происхождение (их следы обнаруживаются вплоть до современного Бардымского района Пермского края, в бассейне реки Ик), было составной частью бывших сибирских тюркских юртов, в общем, они входили в улус Шибана.
Источник: Яндекс.Дзен, Новости Татарстана
«Башкирский этнос окончательно стал формироваться только в начале 17 века»
- Информация о материале