Сегодня, смотря телевизор или листая ленту новостей, нам трудно представить, какой ценностью обладало печатное слово в прошлом. Тогда как сто лет назад газета была единственным средством актуальной информации для людей. Среди них и «Эш» – первое издание большевиков, через которое они доносили до татарского населения идеи Ленина и Маркса.

     «Наш пророк Мухаммед (с.а.в.) не сидел смирно»

     Из школьной программы и разных фильмов мы знаем, что большевики – ярые борцы с религией, не терпящие никаких её проявлений. Но было ли так везде? Так ли сильно критиковали ислам местные коммунисты? На примере нашей газеты мы рассмотрим некоторые моменты в отношении советов к исламу.

     «Наш пророк Мухаммед (с.а.в.) не сидел смирно, когда враги ислама не давали ему покоя! Он поднялся на борьбу за свою свободу, за свободу мусульман! Так и мы, Советы, боремся за права мусульман и освобождаем их от империалистов!»

     Именно так, в августе 1919 года на страницах «Эш» Саид-Галиев – будущий первый глава ТАССР – призывал татарское население на борьбу, активно обращаясь к религиозной тематике. Коммунист проводит прямые параллели между борьбой красноармейцев и борьбой Мухаммеда, причём не забывает писать пророку восхваления! Это совсем не то, что мы привыкли представлять о коммунистических активистах революционной эпохи.

     С чего все началось

     Подобные мотивы нередко находят место на страницах ранней большевистской печати. Одним из таких органов была и газета «Эш» / «Труд» – первая советская газета на татарском языке. Она выходила в 1918-1920 гг. от имени Центрального мусульманского комиссариата.

     Её дебютный номер увидел свет 12 марта 1918 года – в тяжёлые годы Гражданской войны. На своих страницах газета освещала самые разные вопросы: от публикации декретов советской власти и новостей фронта до простых объявлений о проведении сабантуя.

     Главный её посыл – классовая борьба: бедные слои населения противопоставляли «богатым угнетателям».

     В последующем, газета, по оценке самих большевиков, была одним из самых влиятельных изданий среди татарского населения России. Несмотря на свой региональный масштаб, её номера расходились далеко за пределы Казанской губернии! Именно через неё в тюрко-мусульманские массы продвигали идеи социализма, неразрывно связывая его с исламом. Подобное совмещение идей Маркса с учением Мухаммада получило название исламского социализма.

     Исламский социализм: что это такое?

     Говоря об исламском социализме, нельзя не упомянуть об одном из главных его идеологов – Мирсаиде Султан-Галиеве. Видный политический деятель, председатель Центрального бюро коммунистических организаций народов Востока. Он ставил перед собой цель освободить восточные народы от колониальной зависимости «капиталистического мира» и имел огромное влияние среди мусульман России.

     «Подводя итоги четырехлетней годовщины Октябрьской революции и участия в ней татар, мы должны сказать, что татарские рабочие массы и татарская беднота не участвовали в революции, но способствовали ее распространению в странах Востока», - заявляет Мирсаид Султан-Галиев.

     Именно татар Султан-Галиев видит в роли народа, который «перекинул пламя революции» на мусульманский Восток. Его идеи освобождения получили широкое распространение в мусульманских странах. Это дало повод многим называть его «Отцом революции третьего мира».

     Газета «Эш» была верным проводником мыслей Султан-Галиева и чётко следовала поставленному курсу. Его речи нередко печатались на страницах газеты, а статьи в них были пропитаны идеей «освобождения угнетённых народов». В своих выступлениях он также всячески взывал к религиозным мотивам: «...власть, в случае поражения советов, перейдёт к буржуазии, и российские мусульмане вновь окажутся под произволом попов-миссионеров!» «Эш» (март 1918 г.).

     Как полумесяц вернулся на башню Сююмбике

     В противовес «буржуям» ставилась советская власть. Символ её лояльности к исламу – водружение полумесяца на башню Сююмбике, которую раньше венчал имперский орёл. Об этом активно пишут и в «Эш»: «Поставленный царём-тираном христианский чёрный орёл ранил души правоверных ... но с приходом большевиков, смотрящих на все народы и религии равно ... водружение полумесяца не стало трудной задачей!» (из статьи «Вопрос о водружении полумесяца на башню Сююмбике», «Эш», 1918 г.)

     Такие мотивы в советской печати объясняются тесным вплетением мусульманского самосознания в умы татар. Об этом писал и сам Султан-Галиев, рассуждая о вопросах антирелигиозной пропаганды. Татары нередко называли себя «мусульманской нацией», по большей части имея в виду татар и башкир вместе взятых. Поэтому в массовой печати основной удар пал на клерикалов – мулл, имамов, которым вменяли невежество, консервативность взглядов и плохой уровень преподавания.

     «Муллы и попы – они только для буржуев!»

     Таково было заключение в одной из статей на страницах газеты. Однако не всё так однозначно – в противовес «буржуйским» ставили «красных» мулл, которые приняли советскую власть и всячески агитировали за неё на местах.

     Ведь, в свои первые годы, советы, с целью привлечь на свою сторону мусульманские народы, очень аккуратно обращались к религиозной тематике.

     А на страницах газет писали лишь о прекращении государственной поддержки религиозных организаций. При этом опровергались слухи о том, что большевики желают уничтожить мусульманскую религию.

     Татарские же большевики пошли дальше и попытались совместить, казалось бы, несовместимое – коммунизм и ислам. Но дальнейшие их надежды разбились о суровую реальность.

     «Сталин ощутил вкус крови»

     В 1923 году Мирсаид Султан-Галиев исчезает со страниц изданий как положительный герой. Отныне для широкой публики он националист и враг. Пришедший к власти Сталин не разделял его идей, и более того, он видел серьёзную угрозу в энергичном деятеле.

     Камень преткновения – будущее устройство России. Султан-Галиев настаивал, чтобы все республики входили в СССР на равных правах. В то время как Сталин делил их на союзные и автономные, которые обладали меньшими правам. Провозглашённый Татарстан получил лишь статус автономии.

     Всем мечтам о свободном Востоке и равноправии всех народов не суждено было сбыться. В том же 1923 году Султан-Галиева арестовали по обвинению в контрреволюции и создании националистической организации – он стал одной из первых политических жертв Сталина. По воспоминаниям Троцкого, все молча согласившиеся с этим событиям «дали Сталину ощутить вкус крови».

     Первые годы советской власти, когда на местном уровне допускалось свободное обсуждение будущего устройства Советской России, начали уступать место сталинизму и возвращению к имперской модели. Идея исламского социализма была отвергнута, а вскоре и вовсе стало понятно, что в будущем советском государстве нет места для религии. Страну захлестнула волна репрессий и многие татарские коммунисты были арестованы по обвинению в «султангалеевщине».

     Судьба же газеты «Эш» сложилась иначе. Несмотря на все политические изменения в Советском государстве, она продолжала свою работу. За более чем столетнее существование, газета несколько раз сменила своё название:

     «Татарстан хәбәрләре» (1920–1922), «Татарстан» (1922-1924), «Кызыл Татарстан» (1924-1951), «Совет Татарстаны» (1951-1960), «Социалистик Татарстан» (1960-1992).

     Вместе с названием менялось и идеологиечское содержание, а с февраля 1992 г. по настоящее время она известна как «Ватаным Татарстан».

     Однако история этой газеты, вероятно, достойна отдельной большой статьи. Здесь же нашла отражение лишь часть из её бурной, насыщенной событиями деятельности.

     Источник: Яндекс.Дзен, Миллиард татар, Искандер Гильманов