Россия была, есть и будет, многонациональной страной. Но иногда с этим возникают небольшие проблемы. Сегодня хотел бы рассказать о не всегда простых отношениях русских и татар.

     Пролистав страницы нашей истории и не много копнув глубже учебников можно узнать, что отношения между русскими и татарами в составе империи складывались по-разному.

     Так, во время Пугачевского восстания, одна часть татарского населения, во всю поддерживала предводителя крестьян и переводила его речи на татарский язык, тем самым агитируя присоединиться к бунту. Другая, с не меньшим энтузиазмом, высказывалась против восставших и агитировала придти на помощь правительству.

     И как бы эта ситуация обычная, ничего такого в этом нет. Правительство не всегда поддерживается 100% всем населением, обязательно найдутся недовольные.

     Но, всегда есть но...

    На протяжении нескольких веков Россия воевала с Турцией. Султаны то и дело объявляли себя халифами (повелителем правоверных), чем несомненно вызывали сомнения в правящих кругах Российской империи, в преданности мусульманских поданных.

     Власти полагали, что большинство мусульман империи с лёгкостью могут поддаться панисламистской и турецкой пропаганде. Создадут на территории державы свой халифат и начнут войну или же просто побегут воевать за тех же турок, в случае очередного конфликта.

     Надо добавить, что страхи конечно страхами, но в Российской империи действительно существовала правовая дискриминация поданных мусульман. И хоть революция 1905 года подняла этот вопрос и заставила начать разбираться, к началу Первой мировой его не удалось решить, что конечно вызывало недовольство среди татар. Это очень важно, для понимания того о чем пойдет речь дальше.

     Война

     За время Первой мировой в российскую армию были призваны 960 тысяч татар. Очень немаленький контингент, согласитесь? И да, эту войну мусульманское население Поволжья встретило без какого либо энтузиазма.

     В Казани прошёл патриотический митинг. Но, что интересно, на него пришли кто угодно, но только не татары. Митинг проходил и в других городах, скажем в Уфе проживающие там мусульмане присутствовали.

     И этого хватило, чтобы казанское жандармское управление стало подозревать, что внутри татарского сообщества зреет что-то не хорошее.

     Однако поводов для серьёзных опасений ни духовенство, ни местные средства массовой информации, ни татарская верхушка, не давали. Татарские газеты, хоть и не восторженно, но все же призывали мусульман откликнуться на призыв Отечества. Духовенство проповедовали с минбаров мечетей, что нужно исполнить свой долг и помочь империи. И местная верхушка исправно перечисляла деньги на нужды обороны.

     И тут на тебе, в 1914 году на стороне Центральных держав в войну вступает Турция. Власти с еще большим подозрением стали коситься на татар. Опасались пацифистского настроения, дезертирства из армии и самого худшего - подрывных действий в глубоком тылу.

     Подогревали опасения и разоблачение действовавших в Поволжье агентов Центральных держав. И хотя среди них не нашлось подданных турецкого султана, подозрения от этого не уменьшались. А донесения жандармов гласили, что часть татарского населения сочувствует пантюркизму. В общем, с точки зрения властей, обстановка была напряженная.

     В реальности вся эта политика на действиях татарских военнослужащих на фронте никак не сказывалась. Сражались они так же, как и русские солдаты, призванные из других городов.

     «Русские вот веселятся, им понятна защита Родины, а нам, мусульманам, не очень. Но воевать мы будем храбро, не хуже русских», — писал с фронта в сентябре 1914 года некий Мухаметов, мобилизованный из Мензелинского уезда Казанской губернии.

     Была только одна проблема, которая очень быстро нашла отражение в письмах мусульманских солдат с фронта — им хронически не доверяли. Как бы храбро не проявляли они себя на поле боя, как бы храбро не сражались — армейское руководство находилось в ожидании худшего и пристально следила за ними. А вдруг как соберутся толпой, да как разбегутся в разные стороны дезертируя???

     На самом деле пророссийские настроения, среди татар, были очень сильны. Они сохраняли лояльность и были верны присяге и отечеству.

     Естественно проблема недоверия очень сильно волновало мусульманских депутатов Госдумы и они искали всяческие способы решения данного вопроса. Война давала блестящую возможность развеять многочисленные мифы о неблагонадежности. Чиновники активно включились в военную пропаганду, призывая мусульман проявить себя на войне самым лучшим образом. Они считали что это поможет в ликвидации правовой дискриминации.

     Национальные политики (не только татарские) надеялись, что все подданные империи, сплочённые пролитой на войне кровью, будут равны в правах и возможностях. Для всех будет один закон.

     «После победоносной войны с помощью наших союзников великие реформы произойдут в России: Россия также станет либеральной страной. Мы, мусульмане, станем свободными гражданами, заслужим уважение к нашим национальным объединениям, нашему языку. Наши соотечественники не забудут лояльное участие мусульман в войне» — татарская газета «Кояш» от 5 мая 1915 года.

     20 июля 1915 года группа мусульманских и «инородческих депутатов» (эстонцев, латышей, армян, евреев и др.) предложила Госдуме одобрить заявление, что после войны все граждане империи будут равны перед законом. Достаточно было дать только обещание... Но 162 депутата проголосовали ЗА, 190 были ПРОТИВ.

    Это был конец...

     От равенства перед законом к национальной автономии

     После провала голосования даже самые консервативные слои татарского общества решили — такую власть нам не нать. И даром не нать и с деньгами не нать.

     Даже пророссийски настроенные мусульманские СМИ, интеллигенция и буржуазия начали пересматривать свои взгляды, направляя их все больше в сторону пацифизма и саботажа военных усилий. Риторика в газетах изменилась, татар призывали не сражаться в этой войне.

     Национальные собрания начали поднимать вопрос о национальной автономии.

     В донесении казанских жандармов от 1 января 1917 года уже прямо говорилось о неуважении к властям, о настроениях против правительства.

     Вот так вот... И все это была не заслуга турецких и прочих агитаторов, а паранойя родных властей.

     Если вы думаете что подобные проблемы были только в России, то вы глубоко заблуждаетесь.

     Британия вступила в войну, таща на горбу своё «родовое проклятие» — ирландский вопрос. Многие ирландцы думали (их в этом убедили), что вступление в войну на стороне империи приведёт к политической самостоятельности Ирландии. Но не тут то было, их обманули. Как итог Пасхальное восстание 1916 года, затем провозглашение независимости в 1919 году, и война с Британией.

     Схожая ситуация была и с чёрным населением США. Лидеры афроамериканцев с большим воодушевлением встретили решение страны поучаствовать в Первой мировой войне. Причины всё те же: чёрные солдаты вместе с белыми будут проливать кровь в одних окопах, и вся нация увидит — чёрные ничем не хуже белых. Как мы видим даже сегодня, никто никого не уровнял.

     Россия же выбрала как всегда свой путь. Российская империя предпочла просто самоуничтожиться. В результате Октябрьской революции и последовавшей за ней Гражданской войны народы населяющие империю получили национальные автономии. Которые затем влились в состав СССР. И как показала дальнейшая история даже в СССР национальный вопрос не был решен в полной мере.

     Источник: Яндекс.Дзен, Толик-историк