Жители Пестречинского района Татарстана хотят реставрировать здание старинного, построенного в самом центре села Шали мусульманского храма.
Старейшая в республике деревянная мечеть официально признана памятником архитектуры и объектом архитектурного наследия регионального значения.
Прадеды возводили минарет своими руками
Мечеть построена по проекту, утвержденному Казанским губернским правлением в 1879 году. Деревянная постройка относится к типу зальных мечетей с минаретом в центре крыши. Памятник культовой архитектуры — характерный образец татарского деревянного зодчества XIX века.
Официальной датой постройки является 1895 год, однако, по словам старожилов села, мечеть была построена двумя годами ранее – в 1893 году.
Сельчане рассказывают, что минарет здания своими руками поднимали их деды и прадеды, так как в то время не было современной специальной техники. Храм построили быстро, управились за год.
Имам-хатыб села Тимур хазрат Латыпов рассказал, что в этих стенах провозглашались азаны и совершались намазы, мусульмане собирались по пять раз в день, чтобы обсудить насущные проблемы. Решали вопросы, которые касались духовной сферы и мирских дел.
После захвата власти большевиками началось уничтожение храмов, однако мечеть чудом уцелела. Впрочем, здание у верующих отобрали — под социальные нужды. По информации Пестречинского мухтасибата, здесь в свое время располагалось дошкольное учреждение. Другая мечеть села сгорела при невыясненных обстоятельствах, а мусульмане продолжали совершать намазы из дома в дом. Только в 1990-х в мечеть вновь обрела новую жизнь.
Мечеть под неумолимым действием времени начала перекашиваться
Известно, что мечеть в жизни мусульман играет огромную роль. Ценность ее не столько во внешнем великолепии и убранстве, сколько во внутреннем духовном наполнении. Деревянная мечеть в самом центре села Шали до сих пор является для сельчан самым дорогим историческим объектом.
Однако вокруг исторического памятника сложилась неоднозначная ситуация. Землей, на которой стоит мечеть, владеет частное лицо – местный предприниматель Ильсур Гайнутдинов. В 2007 году рядом со старой мечетью он возвел новую – «Марзия», с тех пор старая мечеть больше не действует.
Тимур хазрат рассказал, что здание мечети сохранило хороший внешний вид, однако внутри оно обветшало: минарет накренился, фундамент почти сгнил, подпорки не держат.
«Не ремонтируют ее, она уже в очень аварийном состоянии. Внешний вид идеальный, просто очень опасно. Старая уже, сто лет ей. Ни подпорок ничего там нет, про фундамент молчу уже, минарет искривился немного», — поделился «головной болью» священнослужитель.
«Проблемная мечеть» или достопримечательность Татарстана
Глава Шалинского сельского поселения Ильшат Ахметзянов напомнил, что эта «проблемная мечеть» является достопримечательностью Татарстана.
«Это проблемная мечеть, потому что земля на сегодняшний день оформлена на частное лицо. Он рядом новую мечеть поставил. И на сегодняшний день не хочет отдавать незаконно приобретенную землю. Из-за этого мы не можем ремонтировать», – рассказал Ахметзянов.
Тимур хазрат подтвердил, что мечеть расположена на частной территории и поэтому ее реставрация невозможна, пока на это не даст согласие владелец земли. «Эта земля является частной собственностью. Старая мечеть, построенная в конце XIX века, стоит на частной земле, и поэтому что-то там делать невозможно. Она стоит как стоит, никаких ремонтных работ», — поделился имам-хатыб села.
«Как новую мечеть поставили, эту мечеть совсем забросили. Она бесхозная, – сокрушается глава Шалинского сельского поселения Ильшат Ахметзянов. – Это деревянная постройка, ей уход нужен. Если здание не отапливается, оно будет гнить и фундамент будет разрушаться. За всеми постройками уход нужен».
Нет денег на реставрацию
По словам Тимура хазрата, Ильсур Гайнутдинов построил рядом новую мечеть и он ее полностью обеспечивает.
«Это, с одной стороны, очень хорошо для местных жителей, у них не болит голова насчет газа и вообще. Хорошо, что он владеет землей, но плохо, что не дает в пользование [старую мечеть]», — резюмировал имам-хатыб.
Ильсур Гайнутдинов в разговоре заметил, что у него нет денежных средств для реставрации старинного здания. «У меня нет столько денег, чтобы реставрировать ее. Она же в аварийном состоянии. Там 5 миллионов [рублей] надо. Мне не принадлежит она, я могу участок отделить. Я могу ее отдать кому надо», – сказал он, добавив, что построил рядом со старой мечетью новую и полностью ее обеспечивает.
Объект культурного наследия регионального значения
В Комитете РТ по охране объектов культурного наследия подтвердили, что объект включен в реестр памятников культурного значения. Однако запросов на реставрацию деревянной постройки от местных жителей или муниципалитета не поступало.
«Бремя ответственности за содержание и сохранение объекта культурного наследия лежит на собственнике. Запросов по данному объекту ни от собственника, ни от общественных организаций, ни от физических лиц не поступало» (ведомство+.
Также в комитете уточнили, что на официальном сайте есть пошаговая инструкция по проведению работ на объекте культурного наследия.
«Комитетом запланирован выезд специалистов в Пестречинский район с целью осмотра объектов культурного наследия. По итогу выездных проверок будет зафиксировано техническое состояние зданий, определен план мероприятий по их сохранению с конкретными сроками. Результаты осмотра направят собственнику», – отметили в комитете, уточнив, что осмотр будет проведен в ближайшие месяцы.
После плановой проверки религиозного объекта станет известно, кто является собственником самого здания. Выездная комиссия определит состояние объекта, вынесет рекомендации по его дальнейшей судьбе и точно установит лицо, которому он принадлежит.
Село Шали
Мечеть расположена в Шалях – в одном из крупнейших населенных пунктов района, известном с периода Казанского ханства. В XVIII – первой половине XIX века жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота.
В начале XX века в селе функционировали две мечети (одна – памятник архитектуры, другую уничтожил пожар), два медресе, хлебозапасный магазин, одна ветряная и две водяные мельницы, кузница, кредитное товарищество, шесть мелочных лавок. В этот период земельный надел сельской общины составлял 4344 десятины
В селе Шали родились, учились в школе известные в Татарстане и России люди. Муфтий России – Равиль Гайнутдин является уроженцем этого села, также здесь родились и выросли писатель-прозаик Камиль Каримов; журналист, публицист, педагог Магсум Гараев; главный режиссер Казанского Татарского государственного театра юного зрителя имени Г. Кариева Ринат Аюпов; артист театра им. К. Тинчурина Ренат Шамсутдинов; артист Татарского государственного ансамбля песни и танца Ильнур Ильмаметов, Миннегали Мухаметшин и другие.
Источник: SNTAT.RU, Эльза Кузнецова
Татарстанцы мечтают восстановить чудом уцелевшую старинную мечеть с минаретом
- Информация о материале