Ежегодно 6 июня в России отмечается Пушкинский день России. Предлагаем познакомиться с авторским материалом заместителя председателя РОО "ТНЦ МО", члена Союза журналистов России Энвера Энверовича Софинова.
     В 2002 году в газете "Наши соотечественники" ("Ватандашлар"), а позднее в газетах "Наро-Фоминский ВЕСТНИК" и "Центр Города Наро-Фоминск" был опубликован материал ЭюЭю Софинова под названием "МУСУЛЬМАНСКИЕ КОРНИ ПУШКИНА", написанный на основании изучения более 50-ти источников советского периода выпуска. Первая часть материала называлась "Ибрагим Ганнибал - прадед Пушкина". Предлагаю её вашему вниманию.
     *    *    *

МУСУЛЬМАНСКИЕ КОРНИ ПУШКИНА

     Родословная Пушкина давно изучена досконально. И то, что великий поэт был потомком не только русского народа, также документально и научно доказано. Самым знаменитым предком Александра Сергеевича был его прадед Абрам Петрович Ганнибал. Многие историки и литературоведы подробно рассмотрели вопрос о его происхождении, но все же, как написал Илья Львович Фейнберг, “доселе, строго говоря, неизвестно, кто был этнически Абрам Петрович Ганнибал”, “неясность многих страниц (его) жизни привела к резким расхождениям биографов, пытавшихся охарактеризовать и оценить в целом его личность”.

     В Большой Советской энциклопедии записано: “Ганнибал Абрам (Ибрагим) Петрович, русский военный инженер, генерал-аншеф, прадед (по матери) А.С.Пушкина. Сын эфиопского князя, взят турками заложником и в 1706 году русским послом в Константинополе С.Рагузским перевезен в Москву. При крещении (1707) получил имя Петра, но в документах до 1737 года именовался Абрамом Петровичем, затем за ним закрепилась фамилия Ганнибал”.

     И.Л.Фейнберг отмечает, что “не дошел до нас важнейший источник для биографии А.П.Ганнибала - его автобиографические записки, написанные им по возвращении из Сибири, которые он, по сообщению Пушкина, сжег “в припадке панического страха”.

     Так, кто же был Абрам Петрович Ганнибал по национальности ?

     Кем же он был: негром или абиссинцем ? Абиссиния - это старое неофициальное название Эфиопии, африканского государства, исторически на протяжении многих веков граничащего с арабским миром. Сам Ганнибал неоднократно подчеркивал свое африканское происхождение. В Государственном архиве сохранилось письмо А.П.Ганнибала, адресованное императрице Екатерине I, где он просит “призреть его, как иностранца”. Александр Сергеевич Пушкин в примечании к первому изданию первой главы “Евгения Онегина” в 1825 году писал: “Автор, со стороны матери, происхождения африканского. Его прадед Абрам Петрович Аннибал на восьмом году своего возраста был похищен с берегов Африки”. В рукописях “Начало биографии” (1815 г.) Пушкин писал несколько иначе: “Родословная матери моей еще любопытнее. Дед ее был негр (Абрам Петрович Ганнибал был абиссинцем по происхождению)... Русский посланник в Константинополе... отслал его Петру Первому вместе с двумя другими арапчатами”. В литературном сборнике “Русские дневники. А.Пушкин.”, выпущенном в 1989 году, со ссылкой на документы говорится, что “у Пушкина был уникальный документ, подаренный Петром Абрамовичем Ганнибалом, двоюродным дедом Пушкина - биография Абрама Ганнибала на немецком языке и, вероятно, еще какие-то старые бумаги”. Не могла не видеть прадеда Александра Сергеевича Пушкина и его няня Арина Родионовна Яковлева, которая, вполне вероятно, рассказывала ему о его знаменитом предке. Многое о своей родословной узнал А.С.Пушкин из огромного научного труда Н.М.Карамзина “История государства Российского”,где о предках Пушкина говорится 21 раз. Считая своего прадеда лицом историческим, Александр Сергеевич, изобразив его в “Арапе Петра Великого”, впервые в русской литературе сделал африканца, инородца главным героем классического романа.

     Предпринимаемые учеными, литературоведами и журналистами попытки точно установить происхождение Арапа не дали полных ответов. Наоборот, “многое в биографии А.П.Ганнибала остается до сих пор неясным и даже загадочным”, но “едва ли имеются основания подвергать сомнению его происхождение из Эфиопии, из Абиссинии. Сами эфиопы постоянно этим гордятся”(И.Л.Фейнберг). В своем очерке “Поиск предков Пушкина в Эфиопии” хранитель Пушкинского заповедника Семен Степанович Гейченко, размышляя о происхождении Арапа Великого, так рассказывает о работе корреспондента газеты “Известия” Николая Петровича Хохлова, автора книги “Присяга просторам”, неоднократно побывавшего в Африке: ”... Для нас, пушкиноведов, особенно интересна глава книги “Лоскут абиссинского неба”... Глава эта посвящена Эфиопии, которая гордится тем, что один из ее сыновей был сподвижником Петра I, что через Абрама Петровича Ганнибала ее народ связан родственными узами с великой страной, с великим русским поэтом Александром Пушкиным... Попав в Эфиопию, Хохлов поставил перед собой задачу разыскать в ней следы предков Ибрагима Ганнибала... Образованные эфиопы знают о родстве бахар негашей (так называли в Эфиопии начальника северной части страны) с Пушкиным. Во многих домах висят на стенах портреты нашего поэта”. Хохлову, по его мнению, удалось установить предков Пушкина. Потомки их сегодня живут в Добарве, на реке Мареб. Николай Петрович Хохлов в своем письме Илье Львовичу Фейнбергу от 12 августа 1968 года из Аддис-Абебы написал: “В тех местах, где, по-видимому, родился Абрам Петрович Ганнибал, там целые деревни ходят Пушкиных, очень похожих...Они так похожи на Пушкина, похожи не только внешне, но и дви-жениями, сменой выражения лица...” (газета “Неделя” №44 за 1969 год). К сожалению, как сообщил Н.П.Хохлов, никаких документов, подтверждающих его заключение, не сохранилось. Одним из главных аргументов в пользу того, что Арап Петра Великого был абиссинцем, а не негром, по словам И.Л.Фейнберга является также и большой ав-топортрет Пушкина.

     Почему то в литературе, посвященной Пушкину, очень мало информации о получении Ганнибалом имени Ибрагим. Ведь именно под этим именем он был направлен российскому императору. Бесспорно, что имя это указывает на мусульманскую принадлежность восьмилетнего арапчонка. И.Л.Фейнберг писал: “Дело в том, что абиссинцев, или эфиопов, считают теперь ветвью семито-хамитской. Там образовалась сложная смесь”. В настоящее время в демографическом справочнике “Население мира” говорится, что более половины населения Эфиопии исповедуют христианство монофизитского направления. В то же время второй религией по количеству последователей является Ислам. В Африке, во всех арабских странах на протяжении многих веков распространен Ислам суннитского направления. Кроме этого, из исторических источников XIII века следует, что Абиссинию уже тогда “разоряли войны с мусульманскими султанами”, “в XYI веке на Эфиопию напали турки-османы” (по материалам Большой Советской энциклопедии). Родившись приблизительно в 1697 году, т.е. в период существования Османской империи, ребенком Ганнибал, конечно же, должен был знать мусульманские обычаи. Стал ли он мусульманином сразу после рождения, из исторических и литературных источников не ясно, и говорить об этом спорно. Впорне вероятно, что он был приобщен к Исламу уже в Константинополе после похищения. Все тот же Илья Львович Фейнберг в своей книге об Абраме Петровиче Ганнибале привел любопытный анализ исследовательских работ Набокова: “Ничего в этих источниках Набоков не нашел о том, как похищали Арапа... он ссылается на путешественника Понсэ - это был врач или аптекарь, который приехал из Каир лечить негусу глаза. Так вот этот Понсэ рассказы-вает, что он сопровождал молодого армянина Мурада, которого импе-ратор Абиссинии Исус I послал послом к французскому королю с подарками - в виде слона, коней и мальчиков эфиопских. И по времени совпадает, что туда, может быть, попали дети знатных эфиопов, мог попасть в их число Ибрагим. Но король Мекки, как пишет Понсэ, отобрал у Мурада высокородных детей, и попали они в подарок не фран-цузскому королю, а султану турецкому Мустафе”. Пушкин сам писал о причинах появления Ганнибала в Константинополе: “... по рассказам, в детстве похищенный или проданный и посланный в подарок турецкому султану”. О том, что на родине Ибрагим жил и рос в роскошных условиях, и его отец имел высокое и знатное положение, говорится в нескольких источниках. В немецкой биографии, переведенной Пушкиным, сказано: “Родом арап из Абиссинии, сын в тогдашние времена сильного Владельца в Абиссинии... Сей Владелец был Вассалом Отоманской Империи в конце прошедшего столетия, взбунтовавшегося противу Турецкого Правления вместе со многими другими князьями”.

     В этом же переводе сказано, что сразу после похищения “вскоре ... привезен был Аннибал в Константинополь и вместе с другими юношами принят в сераль Султана, где пробыл год и несколько месяцев”.

     Здесь уже не должно вызывать сомнения приобщение Ибрагима к мусульманскому образу жизни, даже если до этого он не был мусульманином.

     Посланник Петра I в Константинополе С.Рагузский купил и направил Ибрагима российскому императору. В “Словаре достопамятных людей Русской Земли” Д.Н.Бантыш-Каменского, выпущенной в

     1836 году, говорится: “Ганнибал, Авраам Петрович, арап, похищенный с берегов Африки на осьмом году своего возраста и купленный российским посланником в Константинополе, прислан в Санкт-Петербург к Петру Великому, который был его восприемником от святой купели и наименовал Ганнибалом, в воспоминание славного полководца Карфагенского”. А.С.Пушкин в “Начале биографии” писал: “Государь крестил маленького Ибрагима в Вильне, в 1707 году”. И.Л.Фейнберг об этом написал так: “Его нарекли Петром Петровичем Петро-вым. А так как он плакал и не хотел зваться новым именем, то ему разрешили называться не Петром, а по-прежнему Абрамом, что является вариантом Ибрагима. В немецкой биографии, переведенной самим Пушкиным, сообщается, что “он получил имя Петра, но имея уже привычку называться Ибрагимом, с позволения Петра подписывался везде Ибрагимом - хотя в книге свидетельства церковного назван Петром”.

     Из вышеизложенного следует, что вассальская зависимость отца Ибрагима от турецкой империи, многомесячное проживание и воспитание мальчика в серали Султана, да и его самого резко отрицательное реагирование на новое крещенное имя, говорят, что он, вероятнее всего, в детстве был мусульманином и хорошо знал исламские обычаи.

     Получив образование и воспитание при дворе Петра Великого,

     Абрам Петрович Ганнибал стал видным государственным деятелем России, “лицом, близким к Петру, исполнял при нем секретарские обязанности, стал хранителем чертежей, карт и книг “Кабинета” Петра Великого, неотлучно находился при нем в путешествиях, боевых походах и сражениях”. Арап (“Царей, цариц любимый раб”, по слову Пушкина) был и оставался в семье Петра Великого самым близким человеком. Потому его выслал в Сибирь Меньшиков на другой же день по воцарении Петра II. И в то же время Абрам Петрович Ганнибал был одним из самых образованных людей своего времени. Он по направлению императора обучался за границей. “Библиотека Арапа... насчитывала 400 томов, а если учесть страшную бедность Ганнибала во Фран-ции (о чем свидетельствуют его письма) и дороговизну того времени, то прав был Пушкин, который считал эту библиотеку свидетельством высокого уровня культуры Арапа” (из книги И.Л.Фейнберга).

     В своем очерке С.С.Гейченко “Библиотека Абрама Ганнибала”, помещенном в сборнике “У лукоморья”, изданном в 1986 году, пишет: “В старинных каталогах Библиотеки Академии наук СССР сохранились собственноручные письма Ганнибала и списки книг его личной библиотеки, из которых явствует, из чего она состояла. Большая часть ее - это книги по математике, военным наукам, философии, истории, художественная литература. Здесь было полное собрание сочинений Расина, Мольера, Корнеля, были “Илиада” и “Одиссея” Гомера, были различные справочники, были книги и по истории его родины - “Известия об Абиссинии и Эфиопии”. Имелся Коран...” В другом очерке

     “По следам “Арапа Петра Великого” этого же сборника С.С.Гейченко сообщает: “В другом месте удалось обнаружить книгу из личной биб-лиотеки Абрама Петровича. Книга называется “Книга систима или состояние мухаммеданской религии. Печатается повелением Его Величества Петра Великого Императора и Самодержавца Всероссийского в типографии царствующего Санкт-Петербурга лета 1722 декабря в 22 день”. Это очень редкое издание, оно украшено изящной гравюрой ра-боты русского художника эпохи Петра I Алексея Зубова. Книга посвящена Петру I. Посвящение написано знаменитым сподвижником Петра поэтом Дмитрием Кантемиром. На одном из первых листов имеется оттиск личной печати Ганнибала”.

     О чем говорят эти факты, что в библиотеке находятся книги об Исламе, в том числе и сам Коран - священная книга для мусульман ? Конечно же, это еще раз косвенно подтверждает, что Абрам Петрович Ганнибал в детстве, вероятнее всего, был мусульманином. Эти книги для него - память о родине, память о детстве, память о далеком, но всегда дорогом прошлом.

     Естественно, что Александр Сергеевич Пушкин, прямой потомок Арапа Петра Великого, гордившийся своей родословной, также не мог быть равнодушным к истории, к судьбам других народов разных на-циональностей и вероисповеданий. И это нашло широкое отражение в его творчестве.


Энвер Софинов
Член Союза журналистов России