В день юбилея знаменитого Артиста на сайте РИА Новости опубликован авторский материал Анны Кучеровой по названием "Самый известный невозвращенец: зачем Рудольф Нуреев сбежал из СССР".

Легендарному танцовщику Рудольфу Нурееву 17 марта исполнилось бы 80 лет. Солист, реформатор балета, страстный коллекционер, он был и одним из первых советских "невозвращенцев" - беглецов из Советского Союза. Почему он принял такое решение и чем это для него обернулось - в материале РИА Новости.
     Европейское турне труппы Кировского балета в 1961 году проходило с успехом. К Нурееву - молодому танцовщику - было приковано внимание всех журналистов, балетных критиков и публики.
     Во время той поездки он совершил свой знаменитый побег - "прыжок в свободу", как он позже сам сказал. "Иногда в жизни приходится принимать мгновенное решение - едва ли не быстрее, чем успеешь подумать. Мне это знакомо в танце, когда что-то не ладится на сцене", - писал он в автобиографии. Именно так произошло на летном поле аэропорта Ле Бурже в предместье Парижа. 


© AP Photo / G. Paul Burnett
Михаил Барышников, Гвен Вердон и Рудольф Нуреев во время подготовки танцевальной компании Пола Тэйлора


     Об этом его потом неоднократно расспрашивали журналисты и биографы. Он безотказно объяснял: ему нужна была свобода, свобода передвижения и творчества. В своей автобиографии он вспоминал, как много раз его отчитывали за "опасный индивидуализм, нежелание подчиняться общим правилам": "Нуреев, твое присутствие портит здесь всю атмосферу, ты - темное пятно на чистом теле нашей труппы".
     Решение остаться на Западе было рискованным. Французы могли его все же выдать советским властям, нельзя было исключать и "внезапный несчастный случай". На родине оставались родные, друзья и любимый педагог - все они фактически превращались в заложников.


Рудольф Нуреев во время отпуска в Тель-Авиве

 

Да и золотых гор в новой жизни ему никто не гарантировал: пресса восторгалась им как солистом Кировского, но теперь он оказался в Париже с 50 франками в кармане - почти без друзей, без работы и ясных перспектив.
     И все же его "прыжок в свободу" дал многое. Он работал в лучших труппах мира, выступал на лучших сценах, танцевал с лучшими партнершами и в течение многих лет руководил балетом Парижской оперы.
     В Ленинграде Нуреева все звали Рудиком. "И это, возможно, одна из причин, почему он бежал из Ленинграда. Он знал, что в Кировском театре он очень надолго останется Рудиком, то есть вечным мальчиком, вечным учеником… А он уже чувствовал себя Рудольфом. Честолюбец, гордец, он рано примерил к себе это великокняжеское имя", - писал известный историк балета Вадим Гаевский.
     Мальчик из бедной семьи, Нуреев любил роскошь. После кончины танцора мир обошли фотографии его частных домов - настоящих дворцов. Комнаты, обставленные антикварной мебелью, на полах - дорогие ковры, стены, увешанные музейной живописью… На одной из фотографий он - уже больной, но с неизменно царственно поднятым подбородком - восседает в роскошном восточном халате. Даже в его повседневной жизни, безусловно, была некая театральность.


                                                                                                © РИА Новости / Степанов
                                 Могила артиста балета Рудольфа Нуреева на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в пригороде Парижа

     Жадный до работы (именно так говорили о нем коллеги), человек со сложным характером, деспотичный руководитель, зачастую несдержанный в своих эмоциях и поведении, Нуреев - один из самых непростых и противоречивых персонажей второй половины ХХ века. Но партнеры по сцене и публика прощали ему все - внезапные вспышки гнева, опоздания на спектакли (даже в антракте мог убежать из театра и пропадать в злачных местах).
     Ему прощали это, как только он выходил на сцену, потому что, как говорят очевидцы, его танец был удивительным и неповторимым. Великолепная техника, отточенная уже на Западе, конечно, важна. Однако главное качество Нуреева - какая-то потрясающая внутренняя энергетика. "Для меня идеал состоит в том, чтобы каждое выступление было первым - как для меня, так и для публики", - писал он, и публика его боготворила и буквально носила на руках.


                                                                                                   © AP Photo / Peter Southwick
                                                            Лоретта Додд и Рудольф Нуреев на репетиции "Дон Кихота"в Бостоне

     Казалось бы, искусство балета, которое фиксируется для профессионалов на бумаге и для зрителей теперь на видео, совсем недолговечно: ведь ни одна съемка не дает полного представления о качестве и уровне исполнителя. Но, как ни странно, сегодня, спустя 80 лет со дня рождения Нуреева и четверть века с момента его кончины, он по-прежнему остается для зрителей великим танцовщиком.

     Источник: РИА Новости, Анна Кочарова