Участники встречи рассмотрели проект Фонда "Диалог народов, конфессий и цивилизаций против экстремизма и насилия", как мировоззренческую базу дающую возможности широкого международного сотрудничества СМИ и общественности России, Турции, Германии и других стран в противодействии насилию, экстремизму и терроризму.

Во встрече приняли участие:
- Шабанов Гаяр Халилович - президент Фонда "Дань памяти" имени Мусы Джалиля, член правления МОО Общество "Россия - Германия";
- Фурс Александр Витальевич - вице -президент Фонда "Дань памяти" имени Мусы Джалиля, член правления МОО Общество "Россия - Германия", член Союза писателей и член Союза журналистов России;
- Шершнёв Илья Леонидович - замначальника управления национальной политики и межрегиональных связей Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы;
- Гранков Олег Иванович - руководитель представительства Фонда "Дань памяти" имени Мусы Джалиля в Калининградской области;
Дрожжин Алексей Борисович - заместитель директора ГБУ г. Москвы "Московский Дом национальностей", член Союза журналистов России;
Фуад Аббасов - журналист Турции, экс -шеф-редактор московского бюро турецкого агентства "Ихлас", публицист, руководитель Центра информационных инициатив;
Яшар Ниязбаев - корреспондент турецкого информагентства "Джихан".

     Гаяз Шабанов открыл встречу поздравлением турецких журналистов со священным для мусульман России и всего мира месяцем Рамазан. При этом подчеркнул, что этот священный месяц способствует началу новых добрых дел и обращения к вечным ценностям Ислама, установления духовного мира и согласия.
     Таким добрым и значимым делом является сотрудничество и участие СМИ, общественности как "мягкой силы", их объединение в противодействии идеологии ИГИЛ, в профилактике экстремизма и терроризма, особенно в молодёжной среде.
     В прошлом, высоко организованным европейским и всемирным злом стал нацизм, овладевший сознанием большой части Германии, принёсший бесчисленные жертвы и разрушения в Европе. Президент России В.В. Путин, госсекретарь США Керри, другие государственные и общественные деятели дали определение, что идеология ИГИЛ равнозначна идеологии нацизма Германии, который напал на Советский Союз 75 лет назад. В этой связи был представлен фильм "Колокола памяти" (соавтор сценария этого фильма - А.В. Фурс, вице -президент Фонда "Дань памяти" имени Мусы Джалиля).
     В России проект Фонда "Дань памяти" имени Мусы Джалиля направлен против экстремизма, замыслов и действий насильственного изменения конституционного строя, имеет целью содействовать сохранению целостности многонациональной и многоконфессиональной Российской Федерации. А также проект сориентирован на противодействие публичным оправданиям терроризма, "подогреванию" интереса к идеологии терроризма, его прямой и косвенной романтизации, особенно в среде молодёжи.
     Участники встречи подчеркнули, что Россию и Турцию связывает длительный период дружественных отношений, тесного сотрудничества в сфере экономики, туризма, существует значительное количество русско-турецких и турецко-русских семей и выразили уверенность, что былые отношения, прерванные трагедией со сбитым российским самолётом-бомбардировщиком и гибелью российского пилота, будут неизбежно восстановлены усилиями руководства двух стран.
     Турция и Германия взяли на себя высокую историческую ответственность за урегулирование проблемы с мигрантами - беженцами при поддержке и участии других европейских стран и прежде всего Германии. Активное участие в решении этой проблемы может сыграть и Россия, имеющая значительный и успешный опыт межнациональных и межконфессиональных отношений. Всё это создаёт условия для подключения к процессу урегулирования проблемы с мигрантами в Германии, странах Европы "мягкой силы" - журналистов, общественных организаций и структур. Следует подчеркнуть, что участие СМИ, общественности, народной дипломатии как "мягкой силы" в противодействии идеологии ИГИЛ, профилактике экстремизма и терроризма при этом является знаковым.
     Современная ситуация: мигранты-мусульмане признают несомненные достижения европейского научно-технического прогресса и производства, ценят социальные блага и гарантии, социальную защищённость всех живущих в Европе, в том числе и мигрантов. Поэтому в массовом порядке покидают свои страны, с риском для своей жизни и жизни своих детей пересекают моря и попадают в Европу. Но мигранты-мусульмане попадают в не благоприятную для них мировоззренческую, цивилизационную среду.
     Важным аспектом цивилизационного идеологического противоречия и противостояния мигрантов и современного европейского общества, является отход права, законодательства, моральных норм и принципов этого общества от основ христианства. Отход от ориентации на традиционную семью и её ценности, стремление в Европе сделать искривление естественной сексуальной ориентации нормой и взять это под защиту и опеку государства сексуальные меньшинства, регистрация однополых браков, образ жизни европейцев создают трудно преодолимый вакуум во взаимопонимании мигрантов и граждан Европы.
     Граждане Европы, как мужчины, так и женщины, не исповедующие христианских и общечеловеческих ценностей уже не имеют для мигрантов морального авторитета. Ислам, в частности суфизм, признаёт иудаизм и христианство как предшествующие исламу две мировые религии, Но норм и запретов христианства в жизни Европы уже нет, поскольку страны Европы, в основном, де-факто стала постхристианскими. Нет протестов и возражений против публикации карикатур на Иисуса Христа, а публикации карикатур на пророка Мухаммеда ещё больше увеличили дистанцию во взаимопонимании мигрантов и европейцев. Просматривается парадоксальная ситуация: для того, чтобы создать базу взаимопонимания мигрантов - мусульман и европейцев, надо восстановить ценности христианства, вернуть их и сделать нормой европейской общественной жизни. Успехи цивилизации, дел рук человеческих в научно-техническом прогрессе, экономике, сельском хозяйстве, медицине сделали акцент на веру в силу человека, а не Бога.
     Угроза новых террористических актов, их подготовки и реализации, антиисламские проявления, антисемитизм, русофобия в европейских странах, расширение атмосферы недоверия и ощущения опасности от миграционных процессов, возрождение правого радикализма, возрастание насилия в общественной жизни ставят вопрос о необходимости нового уровня диалога народов, конфессий и цивилизаций.
     В этой связи Фонд разрабатывает проект ежегодного Форума в городе Калининграде "Кёнигсберг - Калининград: диалог культур и цивилизаций против насилия и экстремизма" с участием знаковых общественных структур, потомков героев и участников движения Сопротивления нацизму в Европы и противодействия терроризму в современных условиях.
     При проведении ежегодного Форума будет использован потенциал продюсерского Центра Фонда и состоятся выступления творческих, в том числе фольклорных коллективов, выставки художников, конференции, "круглые столы" по темам развития и изучения русского и других языков стран Европы.
     Именно низкий уровень образования и популизм праворадикальной пропаганды, романтизация терроризма особенно среди тех, кто не удовлетворён своим общественным положением и жизненной ситуацией. Свои проблемы, личную жизненную неустроенность представители социальных групп не имеющие профессионального образования, живущие случайными заработками, низко престижной и низко оплачиваемой работой рассматривают как социальную несправедливость, как ситуацию, созданную против них обществом и людьми, с которыми можно и надо бороться путём террора.
     Главная цель тех, кто готовит террористов оторвать их от реальной жизни и внушить главное: ты - шахид и главное воздаяние и награда ждут тебя после смерти, ты совершив теракт, став смертником обязательно попадёшь в рай. И поэтому жизнь и всё остальное для террориста уже не имеет значения.
     Есть противоречия между старыми и новыми мигрантами в Европе, как между мусульманами жителями крупных городов и спустившимися из горных селений в России -именно они более расположены к тому чтобы стать шахидами - смертниками. То есть борьба с вербовкой и пополнением рядов террористов прежде всего образовательная и цивилизационная проблема. И эта проблема принципиально решаема путём диалога, вовлечения в образовательный процесс, в общественную жизнь, спорт, получение работы.
     Разовыми встречами, посадкой аллей дружбы, велопробегами и автопробегами, акциями не имеющими системы и глубокого, эффективного содержания невозможно пресечь насилие, экстремизм и террор.
     Определены две тенденции, которые необходимо учитывать в противодействии вербовки молодёжи из числа мусульман в ИГИЛ, участия их в террористических актах :
     Менее образованные, не подготовленные в мировоззренческом плане молодые люди, получившие низкооплачиваемую и не престижную работу, не имеющие профессии и общественного значимого статуса, склонны свои неудачи рассматривать как социальную несправедливость со стороны общества и людей среди которых они живут. И поэтому примыкают к праворадикальным силам, производящим насилие и готовящим террористические акты против общества;
     Более образованные и подготовленные молодые люди из числа исламской молодёжи предрасположены и примыкают к суфизму, к созидательной деятельности.
     Необходима ежедневная упорная работа по получению мигрантами профессиональных знаний и профессии, учёба без навыков привитых к ней с детства в школе, в которой многие мигранты не учились, жизнь в семье, которая с трудом выживала в постоянной борьбе за выживание.
     Представители Фонда и его партнёры, неоднократно отмечали, что причина цивилизационных конфликтов мигрантов и граждан Европы не ислам, а недостаточное знание мигрантами и европейцами фундаментальных основ ислама, которые наиболее значимо выражены в суфизме. Суфизм в исламе является равнозначным протестантизму в христианстве, который ориентирует и направляет верующих на созидательный, постоянный труд как основу их жизни.
     Ещё одним важным моментом и условием успеха Проекта Фонда является участие, ответственность и реализации возможностей татарской общественности, татар как второго государство образующего народа России в диалоге народов, конфессий, цивилизаций: в России и за рубежом. Татарские диаспоры есть во всех европейских странах, Союзы татар и общественные татарские организации действуют в Германии, Бельгии, Голландии, Польше, Венгрии. В России татары проживают практически во всех регионах. В Турции проживают более 10 тысяч поволжских татар и более 4,5 миллионов турецких граждан - потомков выходцев из Крыма.
     Участники встречи рассмотрели двоякую роль современного телевидения: с одной стороны постоянно идут программы с осуждением насилия и экстремизма, с другой стороны идёт подробн "смокование" убийств и целых программ по истории убийств, сериалы и даже мультфильмы для детей. Так в нашу жизнь незаметно проникает и утверждается мысль что экстремизм и насилие - это обычная жизненная ситуация.
     Темы экстремизма и насилия прочно вошли в арсенал информационного, идеологического противоборства и если какая-то негативная информация запущенная случайно или преднамеренно попадает в СМИ, в Интернет, то она сразу усваивается миллионами, а об опровержениях узнают лишь тысячи.
     Гости и участники из Турции подчеркнули, что Фонд делает благое дело, но если Фонд не поддержат и он не получит информационной поддержки, то его усилия останутся правильной, важной, значимой но всё же каплей в безграничном информационном море. Турецкие журналисты выразили одобрение, поддержку проекту и готовность в нём участвовать.
     Участники встречи также говорили о знаковой роли Московского Дома национальностей и Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы в реализации актуального Проекта, участии в нём многочисленных диаспор города Москвы, среди которых должна появиться и турецкая диаспора.
     Турецким журналистам была подарена коллективная монография с предисловием Сопредседателя Попечительского Совета Фонда Махмута Ахметовича Гареева: "Роль технологий "мягкой силы" в информационном, ценностно-мировоззренческом и цивилизационном противоборстве", посвященная исследованию феномена "мягкой силы" в современной мировой политике и практике международных отношений. А также книга стихов Мусы Джалиля, героя Сопротивления нацизму, на татарском языке и книга Азиза Капкаева "Иссинские татары в Великой Отечественной войне", изданные в городе Пензе.
     Участники разговора подвели итоги встречи и выразили уверенность, что проект Фонда послужит делу консолидации и объединения всех прогрессивных СМИ и общественных организаций против идеологии и политики насилия и экстремизма.

     Источник: МФ-информ