Если в девяностых Республика Татарстан у многих ассоциировалась с подъемом национального самосознания татар и декларируемой самостоятельностью, то сегодня идеология сменилась прагматичным подходом. Главный упор – на труд, экономику, развитие региона и привлечение туристов, и гораздо меньше - на громкие заявления с трибун. И русские в Татарстане имеют столько же прав и свобод, сколько и татары. Это показал и небольшой опрос, проведенный "Казань24".

Татарстан толерантный

     Ещё лет 5-7 назад, когда жители других регионов расспрашивали автора этих строк про жизнь в Татарстане и Казани, одной из главных была тема про ситуацию с русскими в республике: "а по-русски у вас говорят?", "а церкви есть?", "а Татарстан это Россия или вы отдельно?". Приходилось доставать паспорт, показывать фотографии, на которых рядом высятся купола и минареты и приглашать в Казань, чтобы люди все увидели своими глазами.

В Казани купола и минареты соседствуют рядом, например, в Кремле. К счастью, за последние годы риторика разговоров про один из самых толерантных регионов страны сменилась: многие побывали на Универсиаде, чемпионате мире по водным видам спорта в Казани или просто съездили в Татарстан на выходные (благо, туризм в республике развивается семимильными шагами).
     Увидели, что регион преимущественно светский, терпимый к другим культурам и различиям в нациях или расах. Что уж говорить, если в 60-70-ые годы сюда, на берега Волги и Камы со всей страны ехали комсомольцы поднимать КамАЗ, добывать нефть, строить крупные нефтехимические предприятия. Русские, татары, белорусы, украинцы – национальный состав Набережных Челнов и соседних малых городов с тех пор один из самых пестрых в стране.
     А Казань как университетский город в этом смысле особенно расцвела в последнее время: сейчас в столице республики учатся студенты из десятков разных стран. На улицах можно встретить китайцев, казахов, индусов, африканцев...
     В казанский медуниверситет поступают даже абитуриенты из США – учиться дешевле чем в Штатах, да и обстановка спокойная. К тому же для многих жителей Запада это целое приключение – пожить в России, да ещё в регионе, где вместе сосуществуют мусульмане и христиане.
     Казань, между прочим, вообще можно назвать скорее русским, нежели татарским городом. На вопрос, сколько русских живет в Казани, есть однозначный ответ: согласно переписи населения 2010 года русских в городе проживает на 1% больше чем татар.
     Понятно, что это может быть статистическая погрешность, но факт остается фактом: найти в столице Татарстана человека, который не владеет русским языком – практически нереально. И это будет или иностранец или бабушка, приехавшая из глухой татарской деревни. Ну а о том, что количество церквей в городе явно не уступает числу мечетей, знает любой, кто побывал в Казани. Более того: в июле в городе планируют заложить первый камень в основание будущего собора Казанской иконы Божией Матери. Его постройку активно поддерживает президент Татарстана Рустам Минниханов, он считает, что восстановление разрушенного большевиками храма будет "актом восстановления исторической справедливости".
     Кстати, о русском языке: на удивление, в Татарстане им владеют подчас лучше чем во многих регионах Центральной России. Косвенно это подтверждает тот факт, что на федеральных телеканалах и радиостанциях в эфире очень часто можно услышать и увидеть выходцев из республики. Максим Шарафутдинов, Тимур Сиразиев, Ольга Бороднева, Ольга Шелест, Лилия Гильдеева, Игорь Севрюгин...
     Ну а прямое доказательство – результаты ЕГЭ: так, в сравнении с 2009 годом, когда Единый экзамен по стране запустили в штатом режиме, в 2015-ом русским языком выпускники татарстанских школ стали владеть заметно лучше: средний балл поднялся с 54,5% до 69,2%.

     Баланс наций

Русские в Татарстане сегодня себя чувствуют очень комфортно – так считают и многие известные эксперты и аналитики.
     Так, например, высказывалась этносоциолог, руководитель Центра по исследованию межнациональных отношений Института социологии РАН Леокадия Дробижева. В интервью электронной газете БИЗНЕС-Online полтора года назад она рассказала о результатах социологических исследований в республике: оказалось, что по сравнению с 90-ыми годам в Татарстане в четыре раза снизилась доля русских, которые считают, что национальность мешает их продвижению по службе в регионе.
     "Виной" тому, в том числе, и политика властей республики, которые приглашают на многие ключевые должности русских. Владимир Леонов (министр спорта), Сергей Иванов (руководитель Агентства по туризму), Алексей Песошин (первый заместитель премьер-министра РТ)... этот список может занять с пол-страницы.
     Такой же баланс стараются держать и в парламенте республики: спикеру Фариду Мухаметшину здесь помогают замы-женщины Татьяна Ларионова и Лилия Маврина. Немало русских фамилий и среди депутатов: Барышев, Зубарев, Созинов, Власов, Егоров, Якунин... Конечно, у некоторых журналистов из других регионов складывается впечатление, что если ты не татарин, в Татарстане добиться чего-то важного на политическом поприще не получится. Впрочем, первопричина этого кроется в другом: как говорила все та же Леокадия Дробижева, в национальной республике добиться высокого положения без знания языка, на котором говорит половина жителей и без знания менталитета этих людей, конечно, очень сложно.
     Интересно, что если в 90-х в Татарстан на ПМЖ приезжало много именно татар, возвращавшихся на историческую родину из других регионов и даже стран (например, из Узбекистана, где татар по разным причинам стали "выдавливать"), то сегодня республика воспринимается, как привлекательный регион для переселения из экономически неразвитых областей и северных регионов. В том числе многими русскими. Жить здесь комфортно, недорого, спокойно. Нет московской суеты, столичных пробок и экологических проблем мегаполисов.

На имидж региона, безусловно, позитивно повлияли крупные международные события: различные чемпионаты, Универсиада, крупные культурные мероприятия. А на отдельные матчи "Рубина" или "Ак Барса" в Казань едут из многих соседних регионов. Так что титул Третья столица в этом контексте воспринимается, в общем-то, как само собой разумеющееся.
     Кстати, интересен Татарстан стал и для специалистов федеральных и международных IT-компаний, для которых фактор комфортного проживания, быта и взаимоотношений с окружающими вообще-то ключевой (наряду с размером заработной платы).
     Так, в феврале этого года "Лаборатория Касперского" заявила, что откроет в городе-спутнике Казани Иннополисе Центр промышленной безопасности для защиты индустриальных объектов от кибератак. Очевидно, что стабильность политической и экономической ситуации – важный фактор для таких проектов. И если бы Татарстан воспринимался как некий остров нестабильности в вопросах межнациональных отношений, вряд ли Евгений Касперский и его коллеги делали бы подобные вложения.

     Разные нации – крепкие браки?

     Вопрос межнациональных отношений в Татарстане на бытовом уровне иллюстрируют очень просто: люди приводят в пример своих друзей или знакомых, которые вступили в межнациональные браки. Таких союзов было особенно много во второй половине XX века, когда по стране шли гигантские стройки.
     Сегодня каждый пятый брак в республике – межнациональный. И конечно, в основном это союзы русских и татар, как двух народов с подавляющей численностью на территории РТ.

Изучением таких браков и межнациональных отношений в семьях занимаются ученые Казанского университета. Они говорят, что каждый третий брак между представителями разных народов в Татарстане заключается при изначальном неодобрении со стороны родителей. И этому есть понятное объяснение, рассказывала в интервью газете "Аргументы и факты" Гузель Столярова, доктор исторических наук, профессор кафедры археологии и этнологии КФУ:
     "родители... опасались, что разные культуры, ментальность приведут к отсутствию взаимопонимания. Хотя народы, которые издавна живут вместе, почти не имеют таких различий – например, татары и русские, чуваши и удмурты. К выходцам с Кавказа или Средней Азии несколько другое отношение – срабатывают определённые стереотипы".
     Специалист подчеркнула, что у подобных семейных союзов есть любопытная специфика, которая может удивить человека из моноэтнических регионов: "есть масса примеров, когда один из супругов умирает, второй завещает похоронить себя на том же кладбище, даже если он другой веры. Я видела один памятник, установленный на две могилы, на нём вырезан знак, соединяющий символы двух различных религий", рассказала Гузель Столярова.
     Также в качестве примера она привела ситуации, когда при рождении детей в Татарстане в межнациональных браках проводят сразу два религиозных обряда – и крещения, и имянаречения. А дальше уж ребенок выберет сам, что ему ближе, считают родители. И это понятный на бытовом уровне прагматичный выход из, казалось бы, очень сложной ситуации. Кстати, такая ситуация нередко становится предметом интереса местных драматургов и режиссеров: так, она обрисована в семейной комедии Алексея Барыкина "Семейные хлопоты", которая недавно вышла на экраны кинотеатров Казани и других городов республики.
     Интересно, что у межнациональных браков есть и некоторые преимущества, считают в Управлении ЗАГС Кабмина Татарстана. Несколько лет назад здесь опубликовали данные статистики, по которым выходило, что межэтнические браки в республике распадаются в два раза реже, чем браки внутри одного этноса. Эти данные публиковало агентство "Татар-информ"
     Так что вопрос про отношение к русским в Татарстане, который частенько можно услышать от жителей Москвы или Санкт-Петербурга, частенько приводит обывателя из республики в замешательство: ну а как, в самом деле, можно относится к самому себе или к своей семье?!

     Глас народа

     И всё-таки: как русским сегодня живется в Татарстане? Лучше самих жителей республики на этот вопрос, наверное, не ответит никто. Поэтому мы провели небольшой опрос среди русских татарстанцев, активных пользователей Интернета. Вопрос задали довольно простой и конкретный: ощущаете ли вы, что русские как-то ограничены в правах в Татарстане на бытовом уровне?

Ответы получили разные: развернутые и краткие, по сути и с рассуждениями на тему. Но почти все их можно свести к одной мысли: никаких притеснений русских или ограничений русских в правах в Татарстане люди не ощущают.
     Для примера несколько кратких ответов:
     "Нет, не ощущаем абсолютно" (Олег Курносов, Co-founder, Flatstack)
     "Я не ощущаю... может из-за того что я наполовину татарин. Так и напишите" (Ефим Климов, гендиректор компании Эттон)
     "Лично у меня абсолютно такого ощущения нет. Другой вопрос, что общая культура поведения (экспрессия, нецензурные выражения, хамство) снижается это да. Видимо, гигантские вузы, огромные городские массивы требуют принципиально иной политики, стратегии и управления повседневностью". (Владимир Юринов, доцент кафедры социальной философии КФУ)
     А подробнее и нагляднее всего на эту тему высказался предприниматель из Казани Роман Королев (компания Kingof media):
     "По этому поводу я могу сказать только, что все ограничения у нас в голове. Если кому-то кажется, что его ограничивают, то так и есть. Если кто-то живёт в безграничной среде - это заслуга его мировосприятия. Я лично ни разу в жизни с ограничением своих прав по национальному признаку не сталкивался. Мой сын учится в татарской школе, дочь ходит в татарский садик - оба показывают максимально хорошие результаты в учёбе. Сам всю жизнь живу в Татарстане, и не могу вспомнить ни одного случая, чтобы пожалел, что я русский. Наоборот, то, что я родился и живу в нашем регионе, вызывает у меня безмерную радость и гордость. Мне кажется, что относительно тех, кто считает себя притеснёнными, работает поговорка - плохому танцору яйца мешают. Тот, кто ничего для улучшения себя и своей жизни не делает, всегда найдёт отговорку собственной пассивности".
     В общем-то, ответы людей говорят сами за себя. Кто-то из опрошенных нами отмечал, что наблюдает некоторые ограничения в сфере политики. Но опять-таки, нужно оговориться, что в российской политике, как и других областях жизни, очень часто работает принцип "своих" людей. Так проще выстраивать эффективную модель управления, так в принципе удобнее работать. Но это не значит, что наверх политического бомонда в республике попадают исключительно те, кто вырос среди татар и знает татарский (хотя это, как мы уже сказали, конечно, дает определенные преимущества).
     Интересно, что несколько лет назад в Татарстане провели любопытное исследование на тему ущемления прав учеников в школе. Так вот, оказалось, что среди русских школьников только 3 процента опрошенных ощущали какие-то ущемления, а вот среди татар таких было гораздо больше – 18%. Все та же Леокадия Дробижева в интервью БИЗНЕС-Online заявила, что такой результат для ученых-социологов был неожиданным.
     И в завершение ещё одна очень важная цитата из высказываний легендарного ученого, изучавшего социоэтнические особенности Татарской АССР и Татарстана:
     "В массовом общественном сознании существует мнение, что есть ограничения, из-за которых русским труднее жить в Татарстане. Треть русского населения считает, что это так. Когда же спрашиваешь: а вы лично чувствуете ущемление при продвижении по службе, то положительно отвечают лишь 10 процентов".
     Фактически, мы можем сказать о неких стереотипах, которые остались, возможно, ещё с советского времени, когда у руля национальных автономий для спокойствия и соблюдения баланса сил "расставляли" этно-элиту. Сегодня же всем очевидно: возможности есть у каждого – русского, татарина, башкира, чуваша, белоруса.. Нужно лишь правильно ими воспользоваться.

     Источник: Издание kazan24.ru, Михаил Темников